ВЫСТАВКА «КОКТЕБЕЛЬ – КАРАДАГ» 2012. (04февраля 2012 – 19февраля 2012)
04 февраля 2012 года в Г.В.З. «Выхино» состоялось открытие традиционного фестиваля «Коктебель – Карадаг», уже четырнадцать лет проводимого в этом зале Федерацией «Акваживопись», а теперь и М Ф А, по инициативе президента организаций И.И. Кочетова.
К сожалению, морозы, сковавшие льдом не только северное побережье Чёрного моря, но и в некоторой степени всю культурную жизнь, не позволили приехать в Москву крымским художникам. От них на выставке экспонируется лишь пять живописных работ. Отсутствовали на открытии фестиваля и представители крымского землячества в Москве. Но, несмотря на организационные трудности, открытие фестиваля и художественной выставки состоялось и заняло достойное место как культурное событие в череде мероприятий, проводимых Федерацией «Акваживопись и МФА в «Выхино».
Экспозиция этого года – красивая и добротная – мне показалась интересной ещё и тем, что выявила определённые изменения общего характера в художнической деятельности её участников. Прежде всего, обращает внимание, что техника живописи маслом и акрилом стала преобладать над акварельной техникой (почти в два раза по числу работ). Повысилось качество оформления как масленых, так и акварельных работ. Общий вид художественного произведения стал приближаться к виду художественного продукта. Художники больше стали уделять внимания «штудии», живопись стала более тщательной. Меньше стали выставлять этюдов, отдавая предпочтение станковым роботам.
Можно забеспокоиться, что тёмная мантия мага и чародея, подаренная художникам более ста лет назад Анри Бергсоном, сильно выцвела и поистёрлась, так что пора менять её на ливрею (как в XVIII веке), только расшитую теперь гербами галерей, но творческая индивидуальность так уверенно пробивается сквозь мастерство, что гасит беспокойство.
Казалось бы, очень конкретная тема: море и скалы в воздушной среде, вполне исчерпаема, но из года в год приносит сотни новых решений. Море то плещется глубокими тонами среди тёмных скал, заставляющих его светиться, то жемчужно мерцает и растворяется во влажном трепете воздуха, то крутится цветным сарафаном с кружевными оборками среди пляшущих нарядных скал, то застывает странно изогнутой раковиной, готовой хрупко обрушиться на тёмный застывший песок. Удивительное разнообразие. Нельзя также не заметить, что пейзаж, так долго защищавший современного художника от всякого нарратива, теперь потеснился, допустив рядом с собой пока не сложные, но всё- же сюжеты.
Традиционно выставки «Коктебель – Карадаг» включали в экспозицию кроме живописи скульптуру и фотографии. В этом году лишь одна скульптура – «Русалка» украшает залы. Фотографий тоже не много. И не выставочного размера. Хотя по композициям и качеству съёмки достаточно интересные.
Обобщая свои впечатления от экспозиции в целом, я вдруг уловил в ней какую-то усталость. Впрочем, может быть эта усталость от затянувшихся долгожданных морозов. Немного тепла – и всё будет хорошо.
В. Шторм.