Моя позиция.

                                                                                    Шторм  Валерий Васильевич, художник,                                                                член Федерации «Акваживопись» с 2000года,

  член Правления МФА

 

МОЯ ПОЗИЦИЯ

На открытом «Форуме» сайта МФА кроме уже обозначенных тем «Форума», которые несомненно важны, мне представляется полезным ввести также рубрику «Моя позиция», где каждый желающий смог бы поместить свои суждения о месте художника в современном мире, обозначить свою позицию, или просто рассказать о своих нуждах и планах. Совокупность таких сюжетов позволит нам лучше понять друг друга, глубже разобраться в том, что нас объединяет и что может помешать этому. Отклики в этой рубрике, которые, мы надеемся, поступят не только от членов МФА, но и других корреспондентов, проявивших интерес к целям Федерации, помогут нам уточнить наше фактическое положение и расширят контакты.

Значительные изменения в жизни российского общества, произошедшие за последние 20лет, многими были восприняты как крушение. Это действительно было крушение, потому что слом старых структур произошел раньше, чем были созданы или хотя бы определены законодательно новые. И пока руководители реорганизуемых творческих союзов отстаивали юридические права  на материальное наследство, художники были фактически брошены и пытались решить свои проблемы самостоятельно, или объединившись по какому- то признаку. В это время (начало 90-х) только в Москве было создано более 100 творческих объединений художников. В это же время Игорь Иванович Кочетов объединил группу акварелистов и создал Федерацию «Акваживопись» для облегчения  организации творческого процесса и проведения совместных художественных выставок.

Какими же особенностями отличается наше время. И как они влияют на творчество современного художника?

Прежде всего, слом государственных структур, называвшихся «Союзами», сделал художников формально свободными в выборе тем, способах их воплощения, выборе материалов. Но свобода от идеологической зависимости выдвинула новую для художников проблему – материальную, так как все расходы по обеспечению творческого процесса ложились теперь на плечи художника. Художник оказался лицом к лицу с рынком. Художник. Он по самой сути своей является противником рынка. Он работает  в области духа и создаёт духовные ценности, причем в единственном воплощении. Но рынок работает только по схеме «дешевле купить, дороже продать», и к художнику в этой схеме обращено слово «дешевле».

В настоящее время наблюдаются три основных пути, облегчающих финансовую проблему художника. Один из них – это объединение художников с целью разделения общих затрат и тем самым уменьшение доли затрат каждого. Другой путь – это подчинение рынку. Тогда, руководствуясь своими законами, рынок принуждает художника смещать критерии ценности своего произведения в сторону большей привлекательности для покупателя. На первый план выдвигаются такие критерии как эпатаж, новизна, развлекательность, идейный конформизм. Несомненно, что этот путь ведёт к снижению художественного уровня произведений и ближайшая их перспектива – ширпотреб. Третий путь – это уход от рынка  и получение необходимых средств от участия в других видах деятельности. Или же от меценатов и спонсоров.

Очень важным отличием нашего времени является изменение в отношениях художника и власти. На протяжении веков эти отношения были наполнены драматизмом, жестокостью и кровью. Но  развитие средств массовой информации убедило власть, что телеэкран и экран монитора более пригодны для воздействия на население чем художественное произведение. И власть пока ещё с оглядкой отвернулась от художника. Отечески строгий взгляд власти не поднимается теперь выше СМИ и кино. Пропала и цензура. Теперь художник сам может определять свою гражданскую и этическую позицию, но выставки последних лет, особенно конкурсы на премию В Кандинского, показали, что мы не вполне готовы с этой свободе..

Отсутствие государственной и партийной власти было сразу же замещено властью рынка с отработанными приёмами увеличения продаж. Лукавя, или по незнанию, рынок механически связывает состояние внутреннего мира человека с прогрессом в технике и технологиях. Многочисленная армия искусствоведов и критиков, обслуживающая рынок, усердно пропагандирует «инновации» в искусстве,  воздействуя как на зрителей, так и на художников. Критерий «новизны» отодвинул и заслонил все остальные критерии. Но эта «новизна» относится не к поиску новых форм или композиционных решений при создании произведений, а лишь к использованию технических достижений при его демонстрации. Роль художника при этом сводится к нулю (от него требуется в лучшем случае создание незатейливого орнамента), основная роль отводится программисту и электромонтажнику, зритель же как павловская собачка может выпустить слюну, реагируя на зажегшуюся лампочку. Мне кажется, искусствоведы сознают абсурдность пропагандируемых ими «новаций» и пагубность их для искусства, но такими особенностями отличается наше время, они не могут писать иначе. Они тоже должны быть первыми. И, забегая далеко вперёд, стараются первыми предсказать смерть сюжета, смерть смысла, смерть картины и искусства.

В этом коротком выступлении я лишь назвал, и то основные, особенности,  которые выдвинули перед художником новые проблемы. Как видно даже без детального анализа, проблемы изменились. Основной проблемой стало отношение художника и рынка, что несомненно должно  изменить  художника. Теперь каждый более инициативно ищет своё решение этой проблемы. Но что обязательно останется неизменным – это стремление художника  к творчеству. Художника отличает обостренность чувства гармонии, формы, ритма, цвета и неодолимое желание поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми. Художник не может не творить, в какие бы условия ни ставили его обстоятельства. Поэтому моя позиция – в объединении с единомышленниками энергично отстаивать наше право на творчество.

 

             В. Шторм.

Добавить комментарий