Акварель 2015

 

                                 Выставка-конкурс «АКВАРЕЛЬ – 2015»

  Выставка – конкурс «АКВАРЕЛЬ – 2015» Международной Федерации Акварелистов и Федерации «Акваживопись» в ГВЗ «Выставочный зал «ТУШИНО» начинается уже во внешней витрине зала, где рядом с афишей размещён интересный триптих, выполненный чёрной тушью, который обязательно привлечёт внимание и композицией и исполнением.

В вестибюле зала зрителя ждёт как бы интродукция, в которой  подборка работ в различных жанрах известных акварелистов кратко, но чётко обозначает основное содержание выставки. Но, несмотря на эту подготовку, в основном зале зрителя ошеломляет чувство восторга при виде монументальных акварелей, отражающих величие природы России. В памяти воскрешается лермонтовское признание «…но я люблю, за что не знаю сам….». И это чувство продолжает нарастать и укрепляться по мере продвижения по экспозиции, так как все работы, собранные в левой части зала, наиболее крупные по размеру заключают в себе эпическое звучание, вызывающее только любовь и гордость за красоту страны, в которой живём. Эти чувства, составляющие основу патриотизма, вытравливаемые в течение тридцати лет из сознания людей, и, вместе с тем, хранимые в глубине сознания каждого в ожидании, что настанет же время, вдруг проявились. Они проявились внезапно, как всё, долго ожидаемое. Они проявились самобытно, без всякого давления сверху, или сговора снизу. Это искреннее эмоциональное состояние художников, которые и раньше писали крупные пейзажи, но в них всегда была грусть от вида разрушающейся отечественной культуры, бессильные протесты против цинизма надвигающегося рынка и произвола чиновников, пытающихся по-прежнему руководить искусством, теперь с личной выгодой для себя. Но в экспозиции выставки «АКВАРЕЛЬ – 2015», собравшей работы 140-ка участников из разных городов России и республики Беларусь, нет ни одной работы, выражающей или вызывающей отрицательные эмоции. Причём, тематика работ, как и прежде, была свободной. Отборочная комиссия, возглавляемая председателем Художественного совета МФА А.Г. Майстренко, обращала внимание только на качество исполнения и оформления работ.

Таким образом, ощущение необходимости положительных эмоций проявилось спонтанно у всех участников. Почему именно сейчас? Это другой большой разговор. Но именно акварелисты почувствовали и искренне выразили в своих произведениях быструю реакцию на изменения настроений социума, который будет ещё долго и неуклюже ворочаясь, разбираться в своих ощущениях. В этом может быть заключается социальный смысл живописи акварелью. И, несомненно, государственным институциям, занимающимся вопросами социологии, культуры и искусства, следовало бы обратить внимание на деятельность МФА как на источник важной социальной информации. Но скоро уже четверть века Федерация Акварелистов проводит в Москве самые значительные по уровню мастерства, числу участников и объёму экспозиций выставки акварели, но государственные институции, озабоченные идеей получения прибыли от искусства, зная о них, не проявляют к ним ни какого внимания.

В этой связи хочется выразить особую благодарность коллективу выставочного зала «ТУШИНО» и директору зала М.Г. Панкратовой за твердую позицию в отстаивании духовности как основного эстетического критерия искусства. Монетизация духовности невозможна и недопустима. Выставочный зал «ТУШИНО» – это истинный храм искусства и торгующих нет в этом храме.

Гармоничное размещение работ является одной из главных проблем при формировании экспозиции выставки. На этой выставке эта проблема решена удачно. В её решении помимо членов отборочной комиссии приняли активное участие и сотрудники зала. Работы меньшие по размеру размещены на колоннах и в правой стороне зала. Им не мешают более крупные произведения. Кроме того, правая часть более разнообразна по тематике. Обращает на себя внимание появление на выставке композиций, причём большинство из них имеют не иллюстративный или повествовательный характер, а отражают эмоционально пережитое представление художника.

Радует так же большее чем прежде количество акварельных портретов. Это особый жанр, успех в котором подчас остаётся тайной и для самого художника. На нашей выставке большинство портретов удачны.

Особенно хочется остановиться на «кабинетной» акварели, размер произведений которой менее30 см. Обычно размер работ менее 30х40 см считается «не выставочным». Наша приёмочная комиссия пренебрегает этим правилом и, таким образом, даёт возможность общаться со зрителем и «миниатюристам». Это правильное решение, так как число художников, работающих в этом направлении, возрастает. Их работы имеют ряд отличий от выставочного формата. Они бывают более декоративны, более сложны по композиции, требуют определённых обобщений, обычно тщательнее оформлены. На нашей выставке я отметил для себя несколько истинных шедевров, не уступающих по эмоциональному воздействию выставочному формату, а по силе эстетического удовольствия даже превосходящих его.

Близки к миниатюрам и увлечения некоторых наших художников восточными приёмами работы с тушью. На выставке 2015-го года это направление окрепло, кроме того, по решению Президента, И.И. Кочетова,  в выставке приняли участие представители московской школы СУМИ-Э. Работа тушью также имеет свои композиционные  и технические отличия. Знакомство с другими технологиями просто необходимо каждому художнику для расширения собственного арсенала средств.

Тема цветов и натюрморты в экспозиции 2015-го года представлены более минорно, чем пейзажи, но мастерство исполнения и особенно декоративность натюрмортов не позволяет отодвинуть их на второй план.

Особенностью формирования экспозиции этой выставки является её гармоничность, даже может быть – музыкальность. Это впечатление возникает оттого, что в малых залах – голубом и розовом – схема развески повторяет развеску в основном зале, только в соответственно уменьшенном виде. Так же эпические пейзажи на одной стене не спорят с расположенными на другой пейзажами, композициями и миниатюрами. И мощно и внятно заданная в первом зале тема любви и гордости повторяется в двух других как бы на других инструментах, усиливая тем самым общее эмоциональное воздействие.

В целом экспозиция выставки имеет яркую положительную эмоциональную окраску, присущую буквально каждому произведению. Но размеры произведений, их жанры, тематика, оформление так многообразны, что вызывают трудности при сравнительной оценке работ. Может быть, целесообразно для определения победителей конкурса в 2015 году разделить участников по номинациям. Например: композиция (включая сюда туши и ню), портрет, эпический пейзаж, лирический пейзаж (включая сюда и пейзажную миниатюру), цветы и натюрморт. Всего пять номинаций. При этом количество претендентов в каждой номинации сократить до 5-и. Тогда каждый эксперт жюри должен будет определить 25 претендентов, а жюри придётся оперировать с 50-ю фамилиями участников по каждой номинации.

В завершении своего краткого отклика поздравляю всех участников с замечательной выставкой, которая по мастерству исполнения работ, тематике и оформлению экспозиции, несомненно, является знаковым событием в культурной жизни Москвы. Напомню, что это первая выставка, отразившая положительные сдвиги в духовном состоянии социума страны.

Как член Правления МФА выражаю глубокую благодарность участникам выставки и сотрудникам ГВЗ «ТУШИНО», оказавшим активную помощь в её организации.

 

Валерий Шторм.

Добавить комментарий