Вступительная статья к юбилейному каталогу «Акваживопись» сезона осень 2010 – весна 2011
Рисовать и писать акварельными красками многие начинают с раннего детства. Залитые солнцем летние луга, бриллиантовые отблески воды, весна и осень с умопомрачительным взрывом красок и оттенков, волшебница зима с ее морозными узорами – это ли не те струны, которые звучат в душе и заставляют человека обратиться к творчеству. Однако довести мастерство до совершенства – задача не из простых. Для постижения техники акваживописи люди объединялись в кружки, школы, проводились мастер-классы. Большое значение в изучении особенностей данного вида живописи имели и имеют работы великих мастеров: Ф.Толстого, Брюллова, Бенуа, Волошина, Лансере, Мавриной, Фонвизина – список можно продолжить.
В наше время наблюдается новый виток признания акварельной живописи, начиная с девяностых годов прошлого столетия.
В предыдущих каталогах приводилась информация о возникновении и первых годах деятельности федерации « Акваживопись». Информативный материал не всегда был достоверен и противоречил один другому. Однако живы мастера, стоявшие у истоков организации и возрождения нашего искусства акварели. Я, как председатель секции, позволю от своего имени и при поддержке энтузиастов этого движения описать, как это происходило.
А началось все летом 1993 года с предложения председателя секции живописи творческого Союза художников России (тогда при ЮНЕСКО) Молокова Е.С. о создании подсекции акварели. Меня он знал и как акварелиста, и как опытного организатора. В сентябре этого же года я вывесил объявление в залах на Гоголевском б-ре, 10 о создании секции «Акваживопись».
Несколько человек откликнулось сразу. Это были Щербакова-Ионова Н И, супруги Нестеровы, Коган Л.И., Бокарев В.С., Белевская Э.Ю. Группой из 13 человек организовали первую выставку (ноябрь 1993 г.) в выставочном зале на Батюнинской. Председателем выставкома избрали Виктора Бокарева.
Наше движение быстро росло и весной 1994 года на второй выставке (Гоголевский б-р,10) было уже 60 участников. В том же году было проведено организационное собрание по созданию федерации Акваживописи, на котором я был избран президентом.
Выставочная деятельность продолжалась в залах Чертановского культурного центра, галереи «Нагорная», центра «Преодоление» (Тверская ул.) и музее «Народной графики».
В 1995 г. на выставку в галерею «Нагорная» к нам впервые пришел Борушнов В.И., которого мы сразу отметили, как очень изобретательного художника. В последствии в 1997 г. когда Бокарев В.С. ушел по семейным причинам, мы выбрали Борушнова новым председателем выставкома.
С Борушновым, «Ильичем», как мы его назвали, было удобно работать, ибо у нас были близкие взгляды на состояние и направления развития Федерации. По его инициативе были проведены в Чертановском зале такие выставки, как «Техника акварели» и «Акварельный портрет». Сам он – педагог по образованию вел занятия с группами начинающих художников и даже написал учебное пособие по технике акварельной живописи.
Примерно с 1996 года мы провели выставки в новом выставочном зале «Выхино», которым руководил Савельев-Извеков А.Г., с самого начала помогающий художникам акваживописи. Он поддержал идею проведения Крымской выставки. Эта тема была близка многим нашим художникам и особенно мне, проведшему в детстве и юности много времени в окрестностях Феодосии и Коктебеля.
Так появилась выставка-фестиваль «Коктебель-Карадаг». Вторую выставку мы провели в галерее «На Песчаной», а с 1998 года традиционно фестиваль проводится в выставочном зале «Выхино».
В 1999 году на осенней выставке в галерее «На Песчаной» впервые был проведен конкурс «Акварель года». Этому предшествовали неоднократные обсуждения с Борушновым путей развития федерации и выделения одаренных художников. К этому времени мы проводили самые большие (по количеству участников) выставки акварели в России.
Популярность нашего акварельного движения росла, и это привлекало в наши ряды не только молодых художников, но и людей в возрасте, работавших ранее в творческих профессиях, таких, как дизайн, архитектура и других, вплоть до технических. Все это требовало определенной работы с такими начинающими акварелистами. И Борушнов первым начал проводить занятия по технике акварели.
В период с 2000 по 2005 годы удалось провести несколько поездок по Европе для художников с недельным пленером в Испании, Италии. Поездки проходили через крупнейшие культурные центры Европы с посещением музейных центров и живописных галерей. Вместе с курсами акваживописи это сказывалось на образованности членов федерации и поднимало художественный уровень работ.
К большому огорчению, в конце 2001 года Борушнов В.И. трагически погиб. С его уходом некоторые программы либо исчезли совсем, либо просуществовали недолго, например, курсы живописи. Его педагогический талант был уникален. Потеря такого художника, человека, друга, сподвижника, оказалась тяжелой и невосполнимой утратой для Федерации.
Замена председателя выставкома пришла в лице одаренного художника Н.И. Щербаковой-Ионовой. И с начала 2002 года у нас сложилась традиция проведения трёх выставок за сезон осень-весна. Самая большая – осенняя выставка акваживописи в галерее «На Каширке» с проведением конкурса акварели; затем зимой Выхинский фестиваль «Коктебель-Карадах», на который принимаются работы в любой технике, а Федерация выступает как организатор, и, наконец, весной, опять в зале «Вихино» – выставка акваживописи «Цветы, цветы…».
Последний сезон 2009 – 2010 годов стал знаменательным рождением нового направления развития акварельного движения. В него влилось немало преподавателей и профессоров МГХПУ академии им. Строганова. Помимо привнесения высокого профессионального уровня, они оказались причастными к возобновлению культурных связей с рядом бывших союзных республик. По просьбе Совета по культурным связям со странами-членами СНГ они выезжали с мастер-классами в бывшие республики Союзаи, а в выставках Федерации, особенно в «Коктебеле-Карадаге», принимают теперь участие художники с Украины, Беларуси, Армении и других стран.
Эта близость интересов и послужила основанием для нового проекта – создания союза акварелистов (помимо Федерации «Акваживопись»). По решению учредительного собрания в марте 2010 года была образована «Международная федерация акварелистов». Цель ее создания – участие в международных выставках акваживописи.
Жизнь продолжается. История нашего движения выходит на новый виток развития. Пока есть художники, которые своим творчеством вызывают любовь к прекрасному и делятся опытом с начинающими художниками, живопись будет занимать достойное место в нашей жизни.
До новых встреч!
Президент Федерации «Акваживопись» при МХФ,
Президент Международной федерации акварелистов
Кочетов И.И.
спасибо за интересную информацию