О выставке «Перформанс в России: картография истории» в музее современного искусства «ГАРАЖ»

         Название выставки, проходившей в музее «ГАРАЖ» с 17 октября по 05 декабря 2014 года имело ещё два уточнения: одно по охвату времени – «от авангарда до наших дней», второе по содержанию – «узнай, что такое перформанс». Выставка оказалась актуальной и постоянно собирала много посетителей не только благодаря бодрому призыву «узнай», но в данном случае благодаря прекрасной работе кураторов, собравших богатый фактический материал, логично и выпукло разместивших его в сложной архитектуре залов, снабдив внятными комментариями. Выставка удалась. Она достаточно информативна, интересна и просто развлекательна, что не менее важно.

Однако не могу согласиться с представлением истории русского перформанса, истоки которого кураторы отнесли всё к тому же 1913 году, начав, как теперь принято, «танцевать» от авангарда и непременно от «Победы над солнцем». Организаторы экспозиции должно быть знают, что в 1913 году ни в России, ни в других странах искусствоведческого понятия «перформанс» не существовало. В переводе с английского «performance» обозначает исполнение, совершение чего либо, представление. В русской речи это слово до недавнего времени не употреблялось как самостоятельное. Но в последние 30 лет стало использоваться для обозначения определённой формы визуального искусства, включающей действия исполнителей (художников) по заранее составленному сценарию с возможным текстовым и музыкальным сопровождением. В отличие от театральных постановок, направленных на создание и раскрытие художественных образов, действия в перформансе должны быть схематичны и упрощённы для того чтобы направленно донести до зрителя любого интеллектуального уровня необходимую, чаще всего идеологическую информацию.

Исходя из данного определения и следуя логике организаторов выставки, к категории перформанса можно было бы отнести большинство коллективных действий, практикуемых на протяжении всей истории человечества, таких как различные ритуалы и обряды, парады, коронации, народные гуляния, ярмарочные балаганные представления и многое другое. Подобные действия имеют свои традиции у различных народов мира. Естественно, они имеются и в России. Но жители Земли до середины ХХ века не знали, что своими действиями они создают перформансы.

Связывая проявление перформанса в России с русским авангардом, устроители выставки клишируют расхожее представление, что всё «современное» в русской культуре пошло от авангарда, но было задавлено идеологическим прессом советского государства. В данном случае подобная трактовка не только упрощена, но и исторически неверна, особенно для тех, кто жил и творил в то время. Для тех же, кто пришёл узнать, что такое перформанс, было бы корректно в начальном поясняющем тексте дать информацию о том, что перфоманс как эстетическое понятие оформился в США в 60-х годах ХХ века, в Западной Европе – в 70-х, в России – в 90-х годах. На Западе перформанс возник как протестное движение художников против  арт-рынка, уничтожавшего художественное значение произведений искусства, сводящего их  к уровню товара, пригодного лишь для выгодного вложения капитала. В знак протеста в среде художников расширились поиски процессуальных выразительных средств поп-арта, таких как ленд-арт, боди-арт, джанк-арт, декларировался полный отказ от предметного воплощения художественного произведения.  В художественную среду вводились обыденные вещи и простые нефиксированные действия, ломая тем самым традиционные формы общения художника со зрителем и устоявшиеся эстетические критерии. Перформанс на Западе стал фактически разрушителем искусства – стиралась граница между искусством и обыденностью, освобождая искусство от всяческих норм и правил. Западное общество тревожно почувствовало это.

Однако у западной демократии накоплен большой опыт и арсенал средств для успокоения и обуздания социума. Исследовав историю собственного перформанса и разместив с почётом на музейных стенах имена основателей от Джона Кейджа и Ива Клайна до Джона Бойса, западное общество по-прежнему поощряет создание произведений искусства, удовлетворяющих любым вкусам и финансовым возможностям потребителя.

В Россию перформанс был экспортирован из США и Европы в 90-е годы как непременная принадлежность колонизации наряду с Макдоналдсом и принудительным банкротством потенциально конкурентных  предприятий. Кроме того, западные искусствоведы и политики уже оценили перформанс как эффективное средство борьбы с изобразительным искусством и применили его вполне обоснованно для разрушения национальной культуры разорванного в клочья государства. Нужно отметить, что нелегально перформанс проникал в СССР и в 70-х годах, но советские художники так плотно увязали тогда в традиционных формах изображения, что только единицы (Андрей Монастырский да Игорь Макаревич) могли использовать его по назначению. Да и общество в целом не видело необходимости в кардинальной ломке привычных для него форм. Поэтому даже «продвинутые» русские художники до  90-х годов отдавали предпочтение инсталляции, как форме, ещё сохраняющей элементы изобразительности, и лишь в начале ХХ! века обратились всё же к перформансу, сломленные идеологией концептуализма.

Таким образом, перформанс в России никак не связан с русским авангардом, целью которого был поиск новых изобразительных форм и нового языка для нового искусства предреволюционной России. Целью процессуального искусства, к которому наряду с акционизмом и хэппенингом  относится и перформанс, является поиск неизобразительных форм выражения, исключающих создание произведения как вещи.

Тексты и экспонаты, отражающие состояние перформанса в России с 80-х годов по настоящее время, содержат исторически выверенную, разностороннюю и поэтому особенно ценную информацию.

 

Валерий Шторм.      Декабрь 2014 года.


Добавить комментарий