САЛОН РИСУНКА И ЖИВОПИСИ НА БУМАГЕ В БОЛЬШОМ ДВОРЦЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГАЛЕРЕЙ

25-30 ноября 2014, Париж

 

За те 20 лет, что я часто наведываюсь в Париж – по учебе, по работе или просто вдохнуть атмосферы его удивительного мира, – город во многом меняется. Но хранит свой извечный шарм. И – что понимаешь, попадая в творческую среду, – по-прежнему сохраняет тонкое, чуткое и исключительно профессиональное отношение к искусству.

Одним из важнейших итоговых событий года изобразительных искусств является Салон в Большом Дворце Национальных Галерей в Париже. Большой Дворец Изящных Искусств был возведен для Всемирной выставки 1900 года. На его фронтоне написано: «Здание, посвященное Республикой славе французского искусства». Во дворце проводятся выставки признанных гениев от Энгра до Шагала. И сегодня это самая почетная площадка для выставок современных художников. Салон Рисунка и Живописи на Бумаге проводится ежегодно в рамках недели “Art en Capital” («Искусство в столице»). С 1949 года среди участников Салона были Dufy, Gruber, Lurçat, Maillot, Derain, Cavaillès, Desnoyer, Rouault, Utrillo, Marquet, Van Dongen, Foujita, Othon, Friesz, Odilon Redon, André Lhote et Zao Wouki.

С 2006 года выставка в Большом Дворце объединяет не только акварелистов и графиков, но также Общество Независимых Художников (Societe des Artistes Independents, SdAi) и Общество Художников Франции. SdAi является прямым потомком Союза Независимых, в который входили Cézanne, Gauguin, Toulouse-Lautrec, Pissarro, Dubois-Pillet, Redon, Seurat, Signac. На выставке 2014 часть экспозиции была отдана также Салону Comparaisons («Сравненеия»), участниками которого в разные годы были Lhote, Yves Klein, Lindström, Utrillo, Vlaminck, Magritte, Picasso, Dali, Clavé, Van Dongen, Masson.

Выставка 2014 проходила под патронатом Министерства культуры Франции и Президента Национального Союза Музеев и представила работы более 2000 художников. Еще два года назад доступ к участию в конкурсном отборе был возможен только по рекомендации. Сейчас в конкурсе могут участвовать все желающие. Из 425 участников Салона рисунка и живописи на бумаге оказалось около 10 русских, большинство которых, однако живет в Европе. Все работы в целом характеризовались очень высоким уровнем. Были заметны отличия от тех выставок, которые массово проходят сейчас в центральных залах Москвы. Парижский Салон продемонстрировал явную приверженность современному искусству, но работы в своем огромном большинстве были технически безупречны. Увлечение парижской публики фигуративом и абстракцией не исключает приятие и уважение к хорошо технически исполненным классическим сюжетам, хотя таких сюжетов было не более четверти среди всех работ. Из представленных техник преобладала пастель, причем пастель высочайшего уровня и отличающаяся большой тонкостью и эмоциональностью. Именно в пастели можно было встретить больше классических работ, в основном пейзажей. Акриловые произведения составляли около 15%, гуашь встречалась крайне редко. Акварельные пейзажи в технике a la prima практически отсутствовали, причем выставочный комитет отмечал низкий интерес к этому жанру. Натюрмортов, как в пастели, так и в акварели, было всего 10-12, но они привлекали большой интерес публики как техникой исполнения (пастель или многослойная акварель в смешанной технике), так и композицией.

Салон является очень важным событием для художников и публики. Наверное, многим из нас, привыкшим к тому, как проводятся выставки в России, даже трудно представить, что вернисаж проходил 5 часов – с 5 до 10 вечера. К парадной лестнице Большого Дворца подъезжали и

подъезжали роскошные автомобили, пассажиры которых терпеливо ждали в очереди на вход и покорно проходили процедуру досмотра. Очередь, кстати, стояла весь вечер. Еще более интересно и приятно то, что публика в немалом количестве присутствовала на выставке во все дни работы Салона. Причин тому несколько. Во-первых, французы действительно интересуются, ценят и покупают работы современных художников. Как рассказали мне на выставке, обычно некоторая часть зрителей приходит сюда с намерением потратить несколько тысяч евро. Естественно, очень важна работа организаторов, которые занимаются формированием зрительской аудитории и приглашением потенциальных покупателей. Могу подтвердить, что работы продаются – одна из двух моих выставленных работ была продана. По информации оргкомитета, обычно продается примерно 15% работ, хотя в этом году продажи были несколько меньше обычного.

Отдельного внимания заслуживает техническая организация Салона. Очень яркое зрелище являли собой дни монтажа и демонтажа выставки. Удивительно быстро перемещались картины, скульптуры, стендовые панели, шло выравнивание развески, распределение цветного макета по секторам. Всего за 2 (!) часа все делалось бригадой специальных рабочих на огромном пространстве под стеклянным куполом Большого Дворца. Каталог выставки, приглашения Министерства культуры, Афиши – все отличного дизайна и качества было готово за месяц до начала Салона. Мой уже достаточно обширный опыт участия в международных и российских выставках говорит о том, что у Парижского Салона можно многому поучиться – отбору работ и авторов, качеству технической подготовки и общей организации, выбору площадки и патроната, формированию и работе со зрительской аудиторией. Ну и, конечно, особенно интересен сам срез современного искусства, представленного на выставке – современное искусство это искусство современных художников. Здесь разные техники, и реализм и модернизм во всех проявлениях.

 

Светлана Вечерская

 

отзывы:

На «форуме» МФА уже вторая статья Светланы Вечерской о её участии в
международных акварельных выставках Рекомендую всем внимательно
познакомиться с ними. Статьи не только красиво написаны и вызывают
чисто эстетическое удовольствие как тексты, не только информативны по
выбранной тематике, но представляют собой интересный сравнительный
анализ состояния и направлений движения изобразительного искусства в
Европе и России, о чём, может быть, следует поговорить подробнее.
Спасибо, Светлана Евгеньевна.

 

 

 

Добавить комментарий