3-я Международная Биеннале Акварели, 5-8 мая 2014, в Каппадокии

Местом проведения 3-ей Международной Биеннале Акварели была выбрана живописная Анатолийская местность Каппадокия.  Вздымающиеся конусы  застывшей лавы, причудливо расчерченные пещерами и увенчанные валунами, явили собой прекрасный фон для показа  живописного ландшафта современной акварели. Биеннале принимал факультет Искусств Государственного Университета Невшехира. Невшехир находится на краю национального парка Гереме, одного из редких природных объектов охраняемых Юнеско. Каменные пики, вырывающиеся из земли в самых неожиданных местах, иногда среди почти плоского плато, стали своеобразным символом необычных находок и ярких решений акварелистов, пишущих в самых разных техниках и стилях.

Малайя Азия издавна известна своими академическими традициями, но Университет Невшихира бал основан всего лишь 7 лет назад. Структура Университета, с факультетами Искусств, Медицины, Туризма, Естественных Наук, отражает пути развития современной Турции, сегодня одной из самых динамично развивающихся стран. Архитектурный облик кампуса Университета сочетает в себе четкие прямолинейные элементы  современной архитектуры, с отшлифованным камнем и металлическими листами, имитирующими стекло, и национальные традиции – в центре ансамбля возникает классический округлый купол мечети.

Хотя сама по себе 3-я Биеннале Акварели является важным событием в календаре современных акварелистов, главным этапом этого форума стал конкурс молодых художников. В этом конкурсе принимали участие совсем новые имена, а уже известные художники не составили им конкуренции. Но конкурс получился очень представительным и сильным. Было получено около 400 работ из 65 стран.  Тем не менее – и вряд ли сегодня это можно считать неожиданностью – первые три места достались молодым художникам из Китая: Li Jia, Li Chao и Сal Yaming. Все они пишут в похожей манере, сочетающей технику a la prima с тонкой проработкой деталей. Среди сюжетов – и уже традиционные велосипеды у стены (Li Chao, второе место), и завораживающая находка – «Плывущая под водой в красном платье» (Li Jia , первое место).

Был проведен также конкурс в национальной номинации, и по результатам награждены четверо лучших молодых турецких художников. Их работы ближе по стилистике и технике к работам европейцев. Здесь и пейзажи акварелью a la prima, и акварель по-сухому с небольшой лессировкой. Победителями в национальной номинации стали Murat Bakir, Asligul Demirel и Naile Ayar. В целом именно Турция была представлена на биеннале наибольшим числом участников и наибольшим разнообразием техник. Это еще раз подтверждает открытость и восприимчивость турецкой нации к знаниям и мировым достижением. Национальное искусство Турции и живопись, в том числе, отличаются именно восточным своеобразием и отнюдь не близки такому виду искусства, как акварель. Однако успехи и молодых, и именитых профессиональных художников из Турции становятся все более заметными на международных выставках и конкурсах.

 

Организаторы биеннале определили в качестве одной из главных задач привлечение профессиональных художников разных национальных школ.  Были приглашены 38 художников из 6 стран для участия в выставке и проведения мастер-классов. Участие  в выставке приняли как традиционно «акварельные» страны – США, Китай, Италия, – так и новые активные участники современного акварельного движения – Таиланд, Белоруссия, Азербайджан.

Россию на биеннале представляли Светлана Вечерская, Наталья Гудина и Ольга Шаклеина. Все они выпускники Школы Акварели С.Андрияки. Большой интерес у зрителей вызвали натюрморты С.Вечерской («Старые пластинки») и О.Шаклеиной («Ботинки»), а также альпийские пейзажи Н.Гудиной. Многослойная акварель очень реалистична. И хотя во всем мире у художников иногда появляется соблазн создавать абстрактные образы в духе «современного искусства», биеннале в Турции продемонстрировала прежде всего приверженность традициям реализма. Правда, иногда на выставочных стендах можно было заметить нечто абстрактное, но большинство работ восхищало именно мастерством исполнения, а не затейливыми изысками.

Если говорить о технике и сюжетах, биеннале доказала приятие и уважение абсолютно всех используемых сегодня акварелистами выразительных средств. Особенно хочется отметить, что классическая многослойная акварель, показанная в этот раз российскими участниками, вызвала огромный интерес – на страницах в фэйсбуке сейчас можно найти много фотографий этих работ.

Огромную аудиторию собрали мастер-классы пейзажистов Клаудио Кастильони, Владимира Хасиева, Массимилиано Иокко, Кэтлин Коновер, Ахмета Ограса.  Ахмет показал интересный морской пейзаж, выполненный практически всего двумя цветами – охрой и сепией. Пейзажи – излюбленные темы и художников, и публики. Очень популярны и городские пейзажи. Герда Ментенс из Бельгии, имеющая свою художественную школу, частый участник мастер-классов. Ее городские пейзажи становятся с годами все более монохромными. Сегодня ее любимая палитра состоит в основном из синих цветов. А образы постепенно отходят от реализма. Каждая работа выполняется в течение не более получаса. Результат не однозначен в смысле техники исполнения и самого художественного образа, но равнодушным не оставляет. Пожалуй, наиболее яркое впечатление произвел мастер-класс таиландского художника Дирека Кингнока – продавец с тележкой в плотном синем вечере, под ярко-красным восточным зонтиком, написанный по-сухому, но с полной иллюзией влажного жаркого воздуха; свет от фонаря, льющийся сквозь зонтик, казался совершенно живым.

Не обошлось без забавных казусов. Так, например, свой мастер-класс Игорь Сава,  известный акварелист русского происхождения, но живущий и работающий, в Италии, проводил под Российским флагом. Спасибо Игорю за поддержку и за прекрасный городской пейзаж. Приятно отметить, что Игорь рисовал и писал с чистого листа – без домашних заготовок, в отличие от многих его коллег.

Вообще нельзя не заметить, что для довольно многочисленной группы художников из разных стран мастер-классы становятся этакой рутиной, рассчитанной больше на непрофессиональную публику. Здесь и рисунки под копирку, и вырезание рисунка из кальки с последующей обводкой на листе. Применением такого инструментария особенно грешат американцы. Мастер-классы Линды Бэкер и Аниты Бентли были больше посвящены применению маскировочных мастик и стирающих их ластиков, а также посыпанию солью и смыванию губкой, чем живописи как таковой. Хотя и в американской команде были прекрасные художники, такие как Лорен МакЛарен и Крис Крупински. Их работы гипер-реалистичны, отличаются предельно четким выписыванием форм, резкими цветовыми контрастами, однако не теряют при этом живописности и выделяются на фоне других работ.

Мастер-класс на пленэре проводил основатель IWS (Международное общество акварели) и организатор биеннале турецко-канадский художник Атанур Доган. Была подготовлена прекрасная программа с посещением национального парка Гереме, показом местных архитектурных достопримечательностей и выступлениями фольклорных групп.

Хотелось бы затронуть, однако, и такой серьезный вопрос, как государственная поддержка современной живописи. К сожалению, в России в последнее время чиновники, ведающие вопросами искусства, питают особое пристрастие к особому сорту contemporary art, которое оставляет за бортом многих современных художников – приверженцев реалистических школ. Тем временем в таких развивающихся странах, как Турция, Таиланд, наряду с общим следованием мировым трендам и несмотря на отсутствие национальных традиций в некоторых областях искусства, осуществляется серьезная поддержка художников со стороны государства. Это и финансирование конкурсов, и организация форумов с участием профессиональных художников, и предоставление площадок в лучших галереях, и поддержка художественных учебных заведений. В Каппадокии все дни на биеннале присутствовали мэр района Невшехир, ректор Университета Невшехира, декан факультета Искусств. Все они были не только официальными лицами, но и заинтересованными зрителями и активными участниками дискуссий. А таиландскую делегацию возглавлял руководитель департамента современного искусства Министерства культуры Таиланда. По его словам, Таиланд ежегодно выделяет бюджет в размере 1 млн. долларов на развитие современного искусства – проведение выставок, приобретение картин современных художников, обучение таиландских студентов художественных школ. Таиландские коллеги были удивлены тем, что художники из России сегодня не могут похвастаться столь же серьезной поддержкой их творчества. Возможно, Федерации Акварели, объединяющей в своих рядах многих очень сильных российских акварелистов, стоит перенять опыт взаимодействия с государством у коллег из Таиланда и Турции? Таков вывод из одного из самых интересных мастер-классов, увиденных мной на биеннале.

 

Светлана Вечерская

Член Международного художественно фонда, член IWS

 

Li Jia 1 место

Li Chao 2 место

Сal Yaming 3 место

Афиша

Дипломы российских участников

 

Кампус

Мастер-класс Ахмета

 

Мастер-класс Игоря Савы

Мастер-класс Линды

Участники

Флаги участников

Скалы Каппадокии

Работы (1)

Работы (2)

Работы (3)

Работы (4)

Работы (5)

Добавить комментарий